Bot, Vihan, Chedi — храмовые строения Тайланда
Тайские монастыри делятся обычно на две зоны: пхутта-ват и сангха-ват.
Пхутта-ват
Территория отведённая Будде. Здания молелен (виханов), чеди, боты, всё это расположено именно здесь.
Чеди
На фотографии — золотой чеди храма Wat Phra Singh в Чианг Рае.
Пранг
Тайскими аналогами являют Wat Arun в Бангкоке (на фотографии) и разноообразные развалины в центре Аютайи.
Бот
На фотографии — бот Серебрянного Храма (Wat Si Supan или Wat Sri Suphan) в Чианг Мае.
Вихан
На фотографии рядом — деревянный вихан храма Pan Tao .
Хотрай
На картинке — хотрай в Храме Изумрудного Будды — Wat Phra Kaew .
Сала́ или сала́-канпарые́н
Это открытый павильон, используемый в качестве беседки, защищённой от солнца и дождя. Большинство из них имеет входы со всех четырёх сторон. Человек, построивший сала в монастыре или в общественном месте, стяжает духовные ценности. Сала, расположенная на территории монастыря, называется салавата. Некоторые монастыри имеют очень большие сала, где миряне могут послушать проповеди или получить духовные наставления. Они называются сала́-канпарые́н (павильон, где монахи готовились к экзамену на дословное воспроизведение канонов на пали и на тайском).
В прежние времена буддистское учение преподавалось мирянам только в сала́-канпарые́н‘ах, которые являлись общими залами различной величины, сообразно размеру прихода. Лишь очень немногие монастыри имели большие сала́-канпарые́н, напоминавшие собой боты или вихары. В некоторых случаях сала́-канпарые́н строились на высоте около двух метров от земли.
Хо-рака́н
В переводе на русский язык это слово означает «колокольня». Большая часть храмов имеет башню колокола или барабана, которые созывают верующих. В колокол звонят чтобы оповестить верующих об утренних и вечерних часах. Важным временем суток являются 11 часов, когда объявляется о времени последней трапезы монахов. В монастырях восточных провинций, помимо колокольни, можно также видеть барабанную башню, называемую хо-клон. Нередко колокола и барабаны располагаются в одном и том же небольшом сооружении.
Сангха-ват
Про сангха-ват писать-то особо и нечего — это территория при монастырях где живут монахи. Они там стираются, общаются, моются, подметаются, ну вот это вот всё, хозяйственные дела в общем. Там же обычно находится жилье помощников монахов — тех людей которые за них расплачиваются, например (в магазинах в смысле, монахам же нельзя деньги трогать) и помогают во всем остальном чего монахам тоже нельзя.
На этом всё. Что узнаю ещё нового и интересного — напишу.