Bot, Vihan, Chedi – храмовые строения Тайланда

 Тексты

Вход в храм.Буддистский храм – это как отдельностоящая чеди или ступа или пранг так и целый комплекс построек на огороженной стеной территории. Вне зависимости от региона, все тайские буддистские храмы имеют общий стиль и архитектурную композицию. На территории монастыря могут находиться не только молельные залы (виханы) и религиозные реликвии (чеди, в ботах) но и почти всё что угодно – монастырские постройки, школы, спортивные площадки, усыпальницы, магазины.

Тайские монастыри делятся обычно на две зоны: пхутта-ват и сангха-ват.

Пхутта-ват

Территория отведённая Будде. Здания молелен (виханов), чеди, боты, всё это расположено именно здесь.

Чеди

Чеди храма Wat Phra SinghОтдельно стоящее сооружение без внутренних помещений, иногда в них есть ниши для статуй будды. Они строятся над прахом королей или святых и содержат в себе религиозные реликвии. Чеди бывают разной формы – похожи на пирамиды, похожи на колокола. Колокольной формы чеди начали строить в золотой век Аютайи. Так же чеди часто называют ступами и пагодами.

На фотографии – золотой чеди храма Wat Phra Singh в Чианг Рае.

Пранг

Wat Arun Ratchawararam RatchawaramahawihanПолное название пхра-пранг, высокий храм в виде башни, без внутренних помещений. Обычно находится на териитории наиболее почитаемых храмовых комплексов. Архитектура прангов заимствована тайскими строителями из религиозной архитектуры кхмеров в период Аютайи. Анкор Ват – отличный пример кхмерской архитектуры, кстати. Вот там одни пранги.

Тайскими аналогами являют Wat Arun в Бангкоке (на фотографии) и разноообразные развалины в центре Аютайи.

Бот

Бот в Wat Srisuphan, Чианг Рай.Он же усобот, здание в котором новые послушники постригаются в монахи. Выход этого здания всегда смотрит на восток. Обычно в него посторонних не пускают, но в некоторых храмах мужчинам зайти можно. Женщинам – нет.

На фотографии – бот Серебрянного Храма (Wat Si Supan или Wat Sri Suphan) в Чианг Мае.

Вихан

Деревянный вихан Wat Phan TaoТак же известно как вихара, строение, служившее пристанищем странствующим монахам во время сезона дождей в прошлом и молитвенным залом для мирян в настоящем. Также в нём производятся церемонии благословления мирян, ну это когда монах молится над тобой и верёвочку завязывает на руке.

На фотографии рядом – деревянный вихан храма Pan Tao .

Хотрай

Хотрай храма Phra Kaew Библиотека на территории монастыря или храма. Могла принимать совершенно любой облик, но чаще всего строилась либо на сваях, из кирпича, либо на искуственном водоёме, с целью защиты содержимого от термитов.

На картинке – хотрай в Храме Изумрудного Будды – Wat Phra Kaew .

Сала́ или сала́-канпарые́н

Это открытый павильон, используемый в качестве беседки, защищённой от солнца и дождя. Большинство из них имеет входы со всех четырёх сторон. Человек, построивший сала в монастыре или в общественном месте, стяжает духовные ценности. Сала, расположенная на территории монастыря, называется салавата. Некоторые монастыри имеют очень большие сала, где миряне могут послушать проповеди или получить духовные наставления. Они называются сала́-канпарые́н (павильон, где монахи готовились к экзамену на дословное воспроизведение канонов на пали и на тайском).

В прежние времена буддистское учение преподавалось мирянам только в сала́-канпарые́н‘ах, которые являлись общими залами различной величины, сообразно размеру прихода. Лишь очень немногие монастыри имели большие сала́-канпарые́н, напоминавшие собой боты или вихары. В некоторых случаях сала́-канпарые́н строились на высоте около двух метров от земли.

Хо-рака́н

В переводе на русский язык это слово означает “колокольня”. Большая часть храмов имеет башню колокола или барабана, которые созывают верующих. В колокол звонят чтобы оповестить верующих об утренних и вечерних часах. Важным временем суток являются 11 часов, когда объявляется о времени последней трапезы монахов. В монастырях восточных провинций, помимо колокольни, можно также видеть барабанную башню, называемую хо-клон. Нередко колокола и барабаны располагаются в одном и том же небольшом сооружении.

Сангха-ват

Про сангха-ват писать-то особо и нечего – это территория при монастырях где живут монахи. Они там стираются, общаются, моются, подметаются, ну вот это вот всё, хозяйственные дела в общем. Там же обычно находится жилье помощников монахов – тех людей которые за них расплачиваются, например (в магазинах в смысле, монахам же нельзя деньги трогать) и помогают во всем остальном чего монахам тоже нельзя.


На этом всё. Что узнаю ещё нового и интересного – напишу.



Ещё из интересного:



Добавить комментарий


*